Абел Аганбегян: Одномоментный подъём ЦБ ключевой ставки на 6,5% похож на панику
Экстренный подъём Центробанком процентной ставки с 10,5% до 17% похож на панику. Такое мнение в разговоре с корреспондентом "Фонтанки" высказал бывший ректор РАНХиГС, академик РАН Абел Аганбегян, присутствовавший на заседании президиума экономического совета при губернаторе.
"Логически действия Центробанка объясняются просто. Они ограничили приток денег в экономику, что должно снизить инфляцию, и попытались ограничить выдачу кредитов спекулянтам валютного рынка", – объяснил академик.
"К сожалению, сегодня госструктуры пользуются возможностью заработать на валютных колебаниях, – добавил он. – Они получают кредиты, покупают валюту и ждут, когда она вырастет. Затем продают её, гасят кредит и считают прибыль. В условиях кризиса, падения спроса на продукцию и объёмов производства, а также нестабильного валютного рынка это самый простой способ заработать. Увеличение процентной ставки на 6,5%, по замыслу Банка России, должно было снизить привлекательность кредитов для спекулянтов".
Напомним, в ночь 16 декабря, после падения рубля на валютных торгах 15 декабря на 12%, ЦБ РФ увеличил ключевую ставку с 10,5% до 17%. Рубль ответил рекордным падением за всю историю: к середине дня 16 декабря за один евро на биржевых торгах давали более 100 рублей за евро и более 80 за доллар.
"Я против радикальных движений, напоминающих панику. В США ставку поднимают обычно на 0,25%. Подъём на 0,5% становится масштабным событием. В Европе стагнация, но они в этом году понизили ставку до отрицательных значений. Единовременно на 7% ставку не поднимает ни одна страна мира. Ситуация напоминает 1998 год, когда власти сами спровоцировали дефолт, подняв в мае доходность ГКО (государственных краткосрочных облигаций) до 140%", – сказал академик.
Он считает, что "минусы подобного решения перевешивают плюсы". Высокая ставка перекрывает доступ реального сектора экономики к деньгам, а значит, закрывает возможность развития не только в грядущем году, но и на долгие годы вперёд – разогнаться после того, как кризис завершится, будет крайне сложно.
"В этом году инвестиции в экономику страны упадут на 3%. В следующем ещё на пять", – прогнозирует Аганбегян.
Для "разгона" экономики необходимо вводить максимальные льготы для предприятий как в кредитовании, так и в налогообложении, считает экономист.