Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 24 марта 2015 11:58      305

Порт Феодосии отдадут "рогам и копытам" из Петербурга

Никому не известная компания из Петербурга объявила о намерении вложить 5,4 млрд рублей в реконструкцию Феодосийского торгового порта в Крыму, взять его в аренду на 49 лет и загрузить заказами. Директор ООО «Лигоф» утверждает, что представляет пул крупных инвесторов, которые, боясь санкций Запада, скрывают свое имя. Как выяснила «Фонтанка», одним из них с высокой долей вероятности является «Роснефть», которая хочет поставлять бензин и дизельное топливо в Крым.

Первой о планах петербургского инвестора взять у правительства Крыма в аренду на 49 лет Феодосийский торговый порт написала небольшая местная газета «Кафа» в минувший четверг, 19 марта. В тексте сообщалось о встрече главы профсоюза порта Сергея Щербака с рабочим коллективом в 800 человек, на которой обсуждали дальнейшую судьбу порта, живущего лишь за счет «нестабильных случайных грузопотоков». В частности, говорится в статье, появился инвестор из Петербурга, который хочет взять порт в аренду на 49 лет, вложить деньги в его реконструкцию и загрузить заказами. Это компания ООО «Лигоф», принадлежащая петербурженке Марине Холодковой. Под проект специально создано ООО «Порт Феодосия», учредителем и гендиректором которого является глава «Лигофа» Юрий Ровинский.

Как сообщил «Фонтанке» Сергей Щербак, сейчас порт, в основном, занимается перевалкой металлолома — до 3 тыс. тонн в месяц.

«Есть также нестабильный грузопоток стеклотары, предназначенной для местных крымских заводов. Иногда перегружаем цемент, но редко. В лучшие времена общий грузопоток достигал 100 тыс. тонн в месяц. (Это даже больше, чем в январе 2015 года перевалил самый маленький в Петербурге порт Выборг — 75 тыс. тонн грузов. — Прим. «Фонтанки.ру»). Инвестор обещает увеличить объемы перевалки. Стройматериалы понадобятся в Крыму, контейнеры из Новороссийска. В планах рассматривается вопрос, чтобы нефть и нефтепродукты доставлялись в Крым не автотранспортом через Керченскую паромную переправу, а морским транспортом, через единственную в Крыму нефтебазу в порту Феодосии. Это будет и дешевле, и эффективнее», — сказал он.

«Фонтанка» попыталась выяснить, что представляет собой инвестор и почему ему решили доверить такой крупный объект. С владелицей компании «Лигоф» Мариной Холодковой связаться не удалось. Ей принадлежит 50% компании «Проминвест-групп», которая по заказу Дирекции по организации дорожного движения Смольного занимается установкой дорожных знаков и светофоров в Петербурге. Ее отношение к портовой тематике не выявлено.

Гендиректор ООО «Лигоф» Юрий Ровинский учредил для проекта реконструкции порта фирму ООО «Порт Феодосия». В разговоре с «Фонтанкой» бизнесмен с высоким сопротивлением раскрывал свое отношение к портовой тематике. Между тем он заявил нам о намерении вложить 5,4 млрд рублей в течение трех лет в реконструкцию порта. Срок окупаемости этих вложений — 7 лет, уточнил он.

У компании «Лигоф», которая намерена вложить такие большие деньги, даже нет сайта в Интернете. Как следует из данных СПАРК, она лишь выполняла мелкие заказы принадлежащего Росатому Уральского электромеханического завода (Екатеринбург) (поставляла распределительные устройства для силовых установок) и производственного объединения «Старт» имени Проценко (Пензенская область), который выпускает металлорежущие и деревообрабатывающие станки. Участвовала в конкурсах Водоканала Петербурга и авиакомпании «Россия», но проиграла.

Юрий Ровинский заявил «Фонтанке», что его отношение к портовому бизнесу заключается в том, что он «возводил ряд объектов в порту Усть-Луга». Однако президент порта Валерий Израйлит сообщил нашему изданию, что впервые слышит о компании «Лигоф» и о бизнесмене Ровинском.

После долгих попыток разговорить предпринимателя, он наконец объяснил причину своей таинственности.

«В общем, концепция такая. Я представляю группу очень серьезных инвесторов, по политическим причинам желающих быть незасвеченными. На Западе сейчас очень пристально относятся к развитию Крыма», — сказал он.

Напомним, в декабре президент США подписал указ, согласно которому министерство финансов США получает право накладывать санкции на частные лица и компании, работающие в Крыму. В марте 2015 года, например, попал под санкции Российский национальный коммерческий банк, летом прошлого года начавший работу в Крыму.

Имена инвесторов бизнесмен называть отказался, сказав лишь, что их «три-четыре компании». Источник «Фонтанки», непосредственно участвующий в переговорах, раскрыл имя одного из них.

Сотрудники порта жалуются на отсутствие перевалки нефтепродуктов, хотя такая возможность в порту есть. Возможно, среди инвесторов есть какая-нибудь крупная российская нефтяная компания?

— Да, есть. «Роснефть».

Серьезно?

— Да, да, серьезно. Нам сначала нужно все узаконить, а потом мы будем открыто об этом говорить. А то мы удачу спугнем. Поскольку инвесторы опасаются санкций Запада, решено было зайти в Крым именно через неизвестную компанию.

Хорошо, а если «Роснефть» хочет переваливать нефтепродукты в порту, остальные инвесторы что хотят переваливать?

— Один инвестор — генеральные грузы (штучные грузы, как правило, в упаковках. — «Фонтанка.ру»), еще один — накатные (например, автомобили).

После этого разговора «Фонтанка» снова связалась с предпринимателем Ровинским, который уже не стал отрицать, что среди инвесторов есть «Роснефть». Однако имена других компаний также не стал раскрывать.

Кто-нибудь из сотрудников «Роснефти» обсуждал с кем-либо эти планы, были ли встречи, командировки?

— Давайте об этом не будем. Когда переговоры закончатся и дело пойдет, все станет публично.

Мы пытались найти в вашей биографии какие-либо связи с крупным бизнесом, но безуспешно. Почему такие компании, как «Роснефть», выбрали именно вас в качестве представителя их интересов? У вас есть какие-то знакомства или были с кем-либо совместные проекты, в том числе с «Роснефтью»?

— Были проекты совместные.

Какие?

— Давайте сейчас не будем об этом. Разные были проекты, но если я их назову, сразу будет понятно откуда-чего-как.

Запрос «Фонтанки», направленный в пресс-службу «Роснефти», пока ждет ответа.

Что изменится в порту

Сейчас в Феодосийском торговом порту есть два рейдовых нефтепричала. Северный причал глубиной до 13,5 м может принимать танкеры дедвейтом 115 тыс. тонн при осадке 12,5 м. Южный причал — дедвейтом 80 тыс. тонн при осадке до 11,5 м. Дедвейт — разница между полным водоизмещением (полностью загруженным судном) и порожним. Осадка — глубина погружения судна в воду.

Объем возможной перевалки нефти и нефтепродуктов на этих двух причалах составляет 10 млн тонн в год. Однако инвестор хочет построить третий рейдовый причал мощностью еще 6 млн тонн в год, с глубиной 18 м и возможностью принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн. Об этом говорится в плане реконструкции, который Юрий Ровинский предоставил «Фонтанке».

Отметим, что годовой объем перевалки нефти и нефтепродуктов — 16 млн тонн — сопоставим с ежемесячным объемом экспорта всей российской нефти в феврале 2015 года (18 млн тонн, по данным Минэнерго). Другими словами, в год в Феодосии нефти и нефтепродуктов будут переваливать столько, сколько только одной нефти каждый месяц Россия продает за границу. В то же время 16 млн тонн в год — это примерно 1,3 млн тонн в месяц, или почти в два раза больше, чем все порты Петербурга перевалили в январе 2015 года (800 тыс. тонн).

Проектом реконструкции предполагается развитие перевалки контейнеров стоимостью 1,3 млрд рублей. На существующих мощностях порт способен перерабатывать до 1 тыс. TEU одновременно и до 400 TEU в сутки. Для более интенсивной обработки контейнеров инвестор хочет достроить за 140 млн рублей на 70% построенные причалы № 2 и № 3, закупить два крана грузоподъемностью 80-100 тонн стоимостью 2-3 млн евро, четыре погрузчика грузоподъемностью 45 тонн, два погрузчика для подвоза пустых контейнеров, программное обеспечение и оборудование для обработки документов по обороту контейнеров, стойки-конструкции с возможным подключением рефрижераторов к сети питания (по $200 тыс.). «Все это позволит увеличить скорость обработки судов и вагонов до 800 TEU в сутки», — говорится в планах.

800 тыс. TEU в сутки — это 24 тыс. TEU в месяц, то есть половина объема перевалки Первого контейнерного терминала в Петербурге в январе 2015 года (51,5 тыс. TEU). Или в два раза больше объема перевалки контейнеров на терминале «Моби дик» (12,7 тыс. TEU).

Для доставки контейнеров из порта по территории Крыма рассматривается несколько вариантов. Доставка автомобилями имеет высокую оперативность, однако нагружает инфраструктуру Феодосии, так как грузовикам придется проезжать через центр города. Использование железнодорожной дороги избавит город от пробок, однако транспортировка контейнеров возможна будет только по маршруту Феодосия — Джанкой — Симферополь, который примерно в два раза длиннее расстояния между Феодосией и Симферополем. Ровинский предлагает смешанный вариант — железнодорожная станция Айвазовская может стать сухим портом, то есть терминалом, связанным с морским портом железнодорожным и автомобильным транспортом. Со станции часть контейнеров пойдут по железной дороге, часть — автомобилями.

Также проектом предусмотрено строительство комплексов по хранению и перевалке зерна и растительных масел стоимостью еще 1,3 млрд рублей. Так, резервуарный парк по хранению растительных масел сможет хранить до 30 тыс. тонн грузов (три емкости по 10 тыс. тонн), а железнодорожный сливной комплекс позволит сливать 14 цистерн одновременно. Суточная пропускная способность комплекса составит до 3,5 тыс. тонн растительных масел, годовая — 1,4 тыс. тонн.

Перегрузочный комплекс зерна будет принимать зерновые культуры, хранить их и отгружать на морской транспорт. Объем единовременного хранения — 60 тыс. тонн. Объем перевалки — до 3 млн тонн в год. «На территории Феодосийского торгового порта существует сеть железнодорожных путей и другие необходимые инженерные сети. Реализация мероприятий по строительству перегрузочного комплекса зерна предусматривает их частичную реконструкцию и перекладку с изменением расположения», — говорится в материалах проекта.

Руководитель проектов из ЛУКОЙЛа

По информации «Фонтанки», руководитель проектов ООО «Порт Феодосия» — некто Игорь Баронов — посещал редакцию газеты «Кафа», звал журналистов на встречу, о которой сказано выше, однако сам не явился.

Представитель компании так же, как и Юрий Ровинский, в разговоре с «Фонтанкой» отказался называть имена инвесторов. Не смог он и рассказать о своем опыте в руководстве реконструкции портовых объектов.

— На самом деле опыт у меня большой, — сказал он. — Работал в нефтяных компаниях, за границей также удалось поработать немного. Свои компании были, — сказал он.

В каких нефтяных компаниях вы работали?

— Я работал в ЛУКОЙЛе в Москве. Большой путь был пройден в этой компании. Затем был свой бизнес за границей, но я не хотел бы о нем рассказывать, так как это коммерческая тайна.

Так все же, какой у вас опыт в портовом бизнесе?

— На самом деле создана целая рабочая группа, в которую входят люди из разных компаний, серьезные профессионалы. Специализация у меня скромная. Кто-то же должен заключать договоры.

Дальнейшие попытки добиться хотя бы какой-нибудь конкретики также ни к чему не привели.
Большинство государственных органов, расположенных в Крыму, на своих официальных сайтах указывают украинские номера, по которым невозможно дозвониться. На письмо в адрес правительства Крыма ответ пока не получен.

«Нас в правительстве Крыма попросили не раскрывать подробностей. В то же время мы направили в правительство множество рекомендательных писем, от фондов и крупных коммерческих структур, как нас и просили», — сказал он.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»