Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 03 мая 2015 20:42      355

Раз театр, два театр — будет дирекция

На сайте правительства Ленобласти появилась информация о создании «Генеральной дирекции драматических театров на Васильевском и на Литейном». Распоряжение правительства о создании новой административной структуры, а также о том, что руководить дирекцией будет нынешний генеральный директор – худрук Театра на Васильевском Владимир Словохотов, датируется 30 апреля. Причем сотрудники Театра на Литейном до сих пор не в курсе того, что их уже «женили».

Но главная проблема тут – не этическая. То есть дело не в том, что ни коллектив, ни Андрей Лобанов, действующий директор Театра на Литейном – довольно внушительного городского стационара с залом на 360 мест и труппой в 55 человек, – не поставлены учредителем в известность о том, что произошла смена руководства. Тут вопрос принципиальный.

Даже те читатели, которые не представляют себе, как устроен театр изнутри, как минимум, понимают, что театры – не бани и не супермаркеты, которые мало чем отличаются друг от друга в организационном плане и которые по этой причине довольно легко сливаются в сети. Каждый театр – сложнейший творческий организм со своим «лица необщим выраженьем», и директор в театре как раз и должен обеспечить и поддержать на административном уровне эту художественную неповторимость конкретного театра. Подлинное творчество – процесс мучительный, интимный, во многом непредсказуемый. Коллективное творчество, каковое и происходит в театре, – самый сложный тип творчества. Жизнь театра часто и совершенно справедливо сравнивают с жизнью семьи. Когда речь идет об управлении художниками, невозможно говорить ни об удаленном руководстве, ни о типовых решениях. Директору театра приходится принимать десятки нестандартных решений в день, находясь в непрерывном контакте с режиссерами-постановщиками, художественно-постановочной частью, отделом рекламы и пиара в условиях неизменного финансового дефицита, который в российской культуре год от года, увы, растет. Не случайно с 1968 года в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии появилась специализация «Экономика и организация театрального дела» – здесь стали готовить именно театральных директоров, людей, не просто подкованных в сфере экономики, но и понимающих специфику и нюансы логики творческого процесса.

Именно поэтому, еще не зная, что документы подписаны, коллектив Театра на Литейном до праздников опубликовал на сайте Петербургского театрального журнала открытое письмо президенту страны. В нем подобное объединение приравнивается к «лишению Театра на Литейном собственной истории, собственного лица и перспектив самостоятельного развития». История театра действительно не знает примеров, когда бы слияние театров на административной платформе привело бы к расцвету обоих коллективов.

Адрес письма в сложившейся ситуации – правильный. Потому что администрация Ленобласти в данном случае пытается, что называется, быть в тренде. Тренд этот – одна из последних инициатив министерства финансов, которое решило заняться так называемый оптимизацией бюджетных расходов. Первыми «подопытными» стали провинциальные учреждения культуры. На расширенном заседании президиума Совета при президенте по культуре и искусству, которое прошло в феврале 2014 года во Пскове, народный артист России, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов донес информацию об опасных инициативах финансистов и областных властей до Владимира Путина.

«В регионах огромная финансовая зависимость от руководства области. Бывают вопиющие случаи, мы их все знаем, — заявил Миронов президенту. — Последний был, — а может, уже и не последний, может, я не в курсе, — в Тюменской области, где все театры и филармонии были под благовидным предлогом «оптимизация управления» объединены в одно объединение. Это свидетельствует о полном непонимании специфики нашего дела вообще. То есть можно одним ударом топора разрушить то, что делалось годами. У каждого театра, организации, филармонии своя стратегия, свой зритель, свои задачи, в конце концов, и это очень важно».

Реакция Владимира Путина многих ошарашила. «Женя, а что в Тюмени, я не понял? Объединили все театры в театральное объединение? — переспросил Путин. — И что, это ущерб нанесло? Это же не творческое объединение, это наверняка чисто административно-хозяйственное, которое ставит целью минимизировать, видимо, расходы. Что там реально произошло?» И после того, как директор Тобольского драматического театра Сергей Радченко признался, что однозначного вывода под поводу результатов объединения театров, филармонии и ДК «Нефтяник» он сделать пока не может, президент предложил пристально изучить тюменский опыт.

«Если не работает, – подчеркнул Владимир Путин, – то тогда не распространять это. Если это работает, то понять – как. В общем, надо посмотреть, потому что нужно искать возможности вот этих оптимизаций не за счёт творческих коллективов».

По иронии судьбы следующая после тюменской объединенная дирекция возникла именно в Псковской области. На Псковщине объединились драматический, кукольный театр и филармония. Возглавил дирекцию кинорежиссер Дмитрий Месхиев. Формально это случилось только что. Однако, например, сотрудники Псковского драматического театра им. А.С. Пушкина узнали об этом еще в декабре 2014 года. Представители власти приехали в театр, ответили на вопросы его работников. Однако, по словам тогдашнего худрука Псковской драмы, режиссера Василия Сенина, один вопрос, заданный заслуженным артистом России Сергеем Попковым: зачем городу еще одна чиновничья структура, которая практически дублирует комитет по культуре, и в чем, собственно, при таком раскладе заключается оптимизация, – остался без ответа.

В Петербурге, как уже говорилось, в Театр на Литейном не приехал никто. Более того, как уверяет директор театра Андрей Лобанов, он сам поехал в областной комитет по культуре перед праздниками именно потому, что директор Театра на Васильевском Владимир Словохотов свой коллектив собрал и о слиянии с Театром на Литейном открыто объявил. По словам Андрея Лобанова, председатель комитета по культуре Наталья Кононенко при личной встрече призналась ему, что вот недавно получила письмо из аппарата губернатора области Александра Дрозденко, в котором и содержалось распоряжение о пресловутой «оптимизации». Однако само письмо чиновница показать отказалась. Разумеется, Андрей Лобанов решил добиваться хоть какой-то ясности у более высокого начальства, у профильного вице-губернатора Николая Емельянова. Именно из уст этого чиновника Лобанов впервые услышал слово «дирекция». Также Емельянов признался, что, наверное, объединены будут три театра, находящиеся в черте города: кроме Театра на Васильевском и Театра на Литейном еще и Театр «Комедианты». Определение цели объединения было неизменным: «оптимизация и эффективность».

Между тем элементарные подсчеты позволяют убедиться, что финансовая выгода может быть лишь самой минимальной – если действительно не сокращать труппу и художественно-постановочную часть и не уменьшать количества новых спектаклей, то экономить можно лишь на подразделениях администрации: сокращая сотрудников экономической, контрактной службы, бухгалтерии. Сколько их можно сократить при сохранении полноценной работы обоих театров, находящихся в разных частях города? Самый минимум. В общей сложности экономия получится – 2-3 миллиона в год. Это стоимость одного среднего спектакля. А творческий урон как минимум одному из коллективов при подобном насильственном объединении – прав Евгений Миронов – неизбежен.

Большинство культурных чиновников Петербурга и Ленобласти на праздниках оказались недоступны для комментариев. Однако вышедший на связь председатель комиссии по культуре ЗакСа Максим Резник уверил автора этих строк, что он связывался с рядом городских чиновников, и они подтвердили, что им известно об «установке на оптимизацию», объявленой Министерством финансов, но никакого анализа тюменского опыта до них донесено не было. «В связи с этим, – заявил «Фонтанке» Максим Резник, – мы отправили в минфин запрос с просьбой прояснить ситуацию с так называемой «оптимизацией». Когда мы получим ответ, то будем понимать, что делать дальше».

Таким образом, можно, как минимум, сделать вывод, что в конкретной петербургской ситуации, по большой счету – вопиюще скандальной, речь идет не о частном проявлении глобальной, одобренной сверху и публично озвученной реформы, а об использовании конъюнктурного тренда. Вопрос, кому выгодна эта ситуация, даже не стоит. Не только директору Театра на Литейном Андрею Лобанову и вверенному ему коллективу, но и всем здравомыслящим людям очевидно, что речь идет о перераспределении финансовых потоков. Что ни говори, а Владимир Словохотов, возглавив генеральную дирекцию, получит двойной бюджет в одни руки. Причем подобный опыт в практике именно этого директора уже был. В архивах комитета по культуре Ленобласти сохранилось распоряжение правительства Ленобласти от 18.08.2010 №437-р «О реоргранизации Ленинградского областного государственного учреждения культуры Драматический театр Сатиры на Васильевском». Пункт 7.5 этого документа выглядит следующим образом: «Обеспечить осуществление в установленном порядке госрегистрации факта прекращения деятельности Ленинградского областного государственного учреждения культуры «Театр юного зрителя» (ТЮЗ города Гатчины).

Можно было бы предположить, что ТЮЗ прекратил существовать лишь как самостоятельный творческий организм, но расцвел как структурное подразделение более сильного в финансовом и организационном плане «старшего брата» – Театра на Васильевском. Не тут-то было. Гатчинский театр почил в бозе. Но само название всплыло еще раз год спустя, когда летом 2011 года директор Владимир Словохотов пригласил в свой театр перспективную молодую команду – выпускников курса одного из лучших педагогов города, режиссера из когорты мастеров Вениамина Фильштинского почти в полном составе. Ребятам было обещано самостоятельное студийное существование. Сам Фильштинский должен был осуществлять общее художественное руководство. А главным режиссером студии стал молодой, но перспективный режиссер Дмитрий Егоров. Как рассказывает сам Егоров, после лета на сборе коллектива ребятам было объявлено, что все они становятся артистами областного ТЮЗа и у них появляется главный режиссер Алексей Утеганов. Этот самый Утеганов, не выпустивший за свою карьеру и пары качественных спектаклей, тут же объявил молодым актерам «творческие» планы: пара выездных (то есть малобюджетных и малохудожественных) комедий, пара выездных сказок – и вперед по области. «Обман был беспрецедентный, – вспоминает Дмитрий Егоров. – И более всего нас потрясло, что так нечестно поступили с Вениамином Михайловичем Фильштинским, одним из самых уважаемых в театральном Петербурге людей с огромными заслугами».

О Гатчинском ТЮЗе больше никто не слышал – возможно, господин Словохотов нашел на эти ставки людей, которые выполняют план по выездам, какой существует у каждого театра областного подчинения. А вот выпускники Фильштинского образовали независимый коллектив под названием «Этюд-театр», известный уже всей стране. Такой студией мог бы гордиться любой крупный стационар, принявший ребят под свое крыло. Однако у театров нет лишних ставок и лишних денег. А репутация героя О.Генри Акулы Додсона, пристрелившего своего раненого товарища со словами «Боливар не выдержит двоих», если она становится достоянием гласности, делает человека нерукоподаваемым. Тут стоит заметить, что Словохотов – далеко не первый директор театра в Петербурге, которому поступает предложение возглавить объединенную дирекцию. В момент, когда Темур Чхеидзе покинул пост худрука БДТ им. Г.А. Товстоногова, минкульт обратился с предложением о создании объединенной дирекции сначала к худруку и генеральному директору Александринки Валерию Фокину, а затем к занимающему те же посты в МДТ – Театре Европы Льву Додину. Оба российских театральных мэтра на это заявили, что БДТ — театр с такой историей и такими традициями, что, безусловно, должен развиваться самостоятельно.

Но, повторимся, речь в данном тексте не о грубейшим образом нарушенных моральных нормах – причем не только директором Театра на Васильевском, но и областными чиновниками. Речь о том, что не осмысленные, не проанализированные, не доведенные до сведения общественности исследования по поводу перспектив очередной «оптимизации» – с оценками рисков и заключениями экспертов – развязывают руки сегодняшним акулам от театра. Паника чиновников по поводу того, что изрядно секвестированный культурный бюджет не выдержит столько голодных ртов, понятна. Но, вероятно, чиновникам невдомек, что отстреливать лишних по принципу финансовой и административной слабости слишком часто как раз и означает убивать искусство.

Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"