Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 26 августа 2020 18:29      346

Вокзал в Токсово отказались признать памятником

Комиссия при областном Комитете культуры отказалась признать вокзал в Токсово «вновь выявленным объектом».

Против – эксперты Александр Кононов, Елена Резникова, Владимир Лапшин. Представитель администрации, главный архитектор Токсовского ГП Егор Танчук в голосовании не участвовал. 

Ранее за снос здания выступил губернатор Александр Дрозденко. Он назвал вокзал «сараем в сайдинге», а активность градозащитников «хайпом».

Теперь у заказчика проекта нет препятствий для сноса. Правда, решение (вероятно) может быть обжаловано. Кроме того, остаются ограничения, связанные с охранной зоной.

Вокзал в Токсово построили в 1917 году по проекту финского архитектора Урхо Пяллия. В 2008-м в ходе ремонта его обшили сайдингом.

Первый конкурс на снос исторической постройки и возведение нового здания (за 76,5 млн рублей) в мае 2020-го выиграла московская компания «Стройпроект»; контракт с ней не подписали. В июле заказчик, АО «РЖД-Строй», объявил повторный конкурс. Победила компания ПСК «Содружество». С ней заключили договор, затем его тоже решили расторгнуть.

Судьба вокзала активно обсуждалась в СМИ. Депутат петербургского ЗС Борис Вишневский направил запросы губернатору области Александру Дрозденко, министру культуры Ольге Любимовой, руководителям РЖД и Октябрьской железной дороги. В ответ придворные областные издания привычно обвинили Вишневского в «желании попиариться», а также – в срыве важного для области инвестконтракта.

В августе активист Дмитрий Сергеев провёл пикет у офиса РЖД в Москве.

Владимир Цой, председатель Комитета по культуре ЛО:

- У нас на площади перед вокзалом есть памятник регионального значения – водонапорная башня. По этой причине компании РЖД пришлось с нами согласовывать проект нового вокзала. Просто потому что он  попадает в зону башни.

Это было в середине 2019 года. Решение было принято раньше. Железнодорожники получили выписку, что вокзал не является памятником и включили его в свою инвестпрограмму.

Но поскольку вокзал оказался в защитной зоне, им пришлось согласовывать проект с нами.

Мы заставили их много чего сделать. Схема заполнения дверных и оконных проемов – только дерево, кровля – только фальцевая. Полагаю, это будет оптимальное решение.

Техническую экспертизу мы не запрашивали. Нас интересовало, чтобы ансамбль был гармоничен. Чтобы не появилось кирпичное или подчеркнуто современное.

Если мы пойдем по пути признания объекта вновь выявленным памятником – выйдем ровно на то же самое. Сохранять в сайдинге – ни к чему. Мы не будем требовать, чтобы РЖД сохраняло сруб. Даже если это будет возможно.

Не могу ничего сказать про интерьеры – нет данных. Однако вокзал должен быть удобным и функциональным. Не стоит требовать, чтобы его отапливали печами.

Какие-то незначительные изменения возможны – они не принципиальны.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

 Борис Вишневский, депутат ЗС:

- Снос могло бы предотвратить включение вокзала в реестр объектов культурного наследия, но этому препятствует Комитет по культуре ЛО и лично его председатель Владимир Цой.

В защиту вокзала выступил почетный гражданин Ленинградской области, доктор исторических наук, профессор, археолог Анатолий Кирпичников. Категорически против сноса исторического вокзала выступают ведущие эксперты по деревянному зодчеству в Ленинградской области и крупные специалисты в области железнодорожной архитектуры.

Наши требования остаются прежними: признать здание вокзала выявленным объектом культурного наследия, включить его в реестр ОКН, бережно отреставрировать и полностью восстановить  исторический облик.

Видимо, чиновникам очень хотелось бы снести вокзал и заменить его «новоделом». Мы выступаем за его реставрацию и сохранение.

NSP Мнение

 Вопросы остаются. Почему комиссия не настояла на проведении технической экспертизы – что там на самом деле осталось, под сайдингом? Или решение было ясно до обсуждения? И еще. Если вокзал «не представляет ценности», зачем было требовать, чтобы железнодорожники сохранили основные параметры? И разве нельзя было, признав вокзал памятником, в список охранных обязательств включить конструктив и внешний облик, оставив за собственником свободу решений по «начинке» и интерьерам?

Надеемся всё же, что это пауза в споре, а не точка.

 

Источник: NSP