Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 29 ноября 2021 13:20      600

«Участок Шлиссельбургского тракта с лицевой фоновой застройкой» включен в реестр региональных памятников

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова достопримечательное место «Участок Шлиссельбургского тракта с лицевой фоновой застройкой» (поселок Усть-Ижора, в границах между домовладениями по адресам: Шлиссельбургское шоссе, д. 169 - д. 251) включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.
 
В марте 2020 года рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга поддержала предложение придать территории в устье реки Ижоры статус достопримечательного места и включить сохранившиеся исторические здания в предмет его охраны – сохранившаяся историческая застройка и замощенная булыжником дорога представляют ценность не по отдельности, а как целостная историческая среда.
 
26 июня 1727 г. по указу императора Петра II началось строительство почтовой дороги до Шлиссельбурга. Она брала начало в лесистой местности южнее Александро-Невской лавры и шла вдоль р. Невы.
 
Путь, соединивший Петербург с Архангельском, был  проложен через  Шлиссельбург, откуда получил свое название – Шлиссельбургский тракт. В его состав вошел отрезок пути XV в., проходивший по территории поселка Усть-Ижора. Дорожное полотно тракта было вымощено булыжником.
 
По Шлиссельбургскому тракту перевозился кирпич с местных заводов на строительство Петербургской и Кронштадской крепостей и для гражданского строительства в Санкт‑Петербурге.
 
В  XVIII в. застройка вдоль тракта оставалась деревянной, первые каменные постройки здесь появились только в 1830-1840-х годах.
 
В  1853  г.  по  указу  императора  Николая I  в  поселке  Усть-Ижора  вдоль Шлиссельбургского тракта развернулось строительство образцовых домов по специально разработанному  проекту «для  казенных  селений».
 
Ко второй  половине  XIX  в. в  Усть-Ижоре находились  сельское  училище, шесть харчевен, шесть постоялых дворов, одиннадцать мелочных лавок, одна табачная, одна кожевенная, один винный погреб и три питейных дома.
 
Застройка   Шлиссельбургского   тракта   продолжала   оставаться   деревянной. Исключение составляло лишь несколько каменных двухэтажных домов.  Строительство  кирпичных  домов в центральной части села и по Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы началось со второй половины XIX века.
 
До  начала  Великой  Отечественной  войны  в  Усть-Ижоре  сохранялась  историческая планировка.  В  годы  войны  вдоль  берегов  Ижоры  проходил  рубеж обороны Ленинграда.  В  это  время  советскими  войсками  была  взорвана колокольня церкви святого Благоверного князя Александра Невского, служившая ориентиром для противника. 
 
На территории Усть-Ижоры расположен наиболее хорошо сохранившийся отрезок исторической трассы, имеющий на большом протяжении историческое булыжное мощение. Вдоль дороги сохранилось множество исторических зданий и сооружений, включая объекты культурного наследия федерального значения «Церковь святого благоверного князя Александра Невского» и «Обелиск в память народного ополчения во время русско-шведской войны в 1788-1790 гг».
 
Особую ценность дороге придает наличие исторического булыжного мощения. В сочетании с исторической застройкой поселка Усть-Ижора и церковью Александра Невского Шлиссельбургский тракт образует аутентичный фрагмент провинциального поселкового ландшафта, сохранившего архитектурные и градостроительные черты XVIII – начала XX вв.
 
Ранее звучали опасения за сохранность булыжной мостовой в связи с тем, что под охрану в качестве достопримечательного места берется часть бывшего Шлиссельбургского тракта. В действительности в реестр включен наиболее сохранившийся участок тракта — где до сих пор существует не только булыжник, но и фронтальная застройка – планировка и дома, возведенные по проекту 1860-х годов.
 
Источник: Квадрат.ру