Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 15 февраля 2022 12:36      938

Монумент Героическим Защитникам Ленинграда, ТЮЗ, яхт-клуб и корпус № 5 ЛЭТИ станут выявленными объектами культурного наследия

Рабочая группа при КГИОП продолжила рассмотрение объектов советской архитектуры периода 1950-1980-х годов.
 
По итогам обсуждения подготовлены проекты распоряжения председателя КГИОП Сергея Макарова о включении в список выявленных объектов культурного наследия первых четырех объектов из списка, представленного Санкт‑Петербургским Союзом архитекторов:
 
Монумент Героическим Защитникам Ленинграда на площади Победы
 
Монумент Героическим Защитникам Ленинграда представляет собой сложный комплекс, сочетающий в себе архитектуру, скульптуру и монументально-декоративную живопись. Он играет важнейшую роль в застройке южной части города, являясь символическими «воротами» Санкт‑Петербурга.
 
Значение монумента для истории и культуры стоит рассматривать не только с точки зрения архитектурно-художественной ценности, но и как важнейший историко-мемориальный памятник, посвященный блокаде Ленинграда.
 
Замысел возвести памятник героическим защитникам Ленинграда возник ещё в годы Великой Отечественной войны, однако к созданию мемориала удалось приступить лишь спустя тридцать лет после ее окончания.
 
В течение 1950-1960-х годов было проведено два конкурса на проект памятника. Победитель не был определен, но было решено, что памятник займет место на площади у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа площадью Победы.
 
В 1971 году для выработки финального варианта монумента была сформирована творческая группа, в которую вошли архитекторы С.Б. Сперанский, В.А. Каменский и скульптор М.К. Аникушин. Ими и был разработан окончательный проект памятника.
 
Строительство велось в 1974-1975 годах. Торжественное открытие монумента состоялось 9 мая 1975 года, в день празднования 30-летия Победы.
 
В 1978 году открыт памятный зал Музея обороны Ленинграда, расположенный под мемориалом. Он украшен мозаиками «Блокада», «1941» и «Победа», выполненными художниками С.Н. Репиным, И.Г. Ураловым и Н.П. Фоминым. В этом же году С.Б. Сперанскому и В.А. Каменскому была присуждена Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры за проект монумента.
 
«Мемориал - это сложное, многоплановое сооружение. Широкая торжественная лестница ведет к монументу, справа и слева от нее - многофигурные композиции на протяженных постаментах, рассказывающие о героях фронта и тыла. В скульптурной группе 26 бронзовых фигур, созданных М.К. Аникушиным. Скульптурные группы развернуты в направлении движения к центру мемориала, где возвышается 48-метровый обелиск из блоков красного гранита. У его подножия на высоком постаменте - пятиметровая бронзовая скульптура «Непобедимые» (фигура солдата и рабочего). За обелиском – «разорванное кольцо» - мощное кольцо из бетона и гранита диаметром 40 м, его разрыв с памятными надписями «900 дней» и «900 ночей» символизирует прорыв блокады. В центре площадки на невысоком постаменте установлена скульптурная группа «Блокада» (Лисовский В.Г. Ленинград. Районы новостроек. Л., 1983. С. 149-151).
 
Театр юных зрителей (ТЮЗ) имени А.А. Брянцева (Пионерская пл. д. 1, лит. А, лит. Б)
 
Здание ТЮЗа представляет собой пример переходного стиля между сталинской неоклассикой и модернистской архитектурой 1960-1970-х годов. Главный фасад является своеобразным переосмыслением классического колонного портика, вдохновленным архитектурой итальянской неоклассики 1930-х годов. В то же время остекленные боковые части и элементы интерьера (остекленная лоджия, зеркальная стена в вестибюле, устройство самого зрительного зала) говорят о влиянии модернизма.
 
Градостроительная роль ТЮЗа чрезвычайно важна: его фасад замыкает перспективу Гороховой улицы и перекликается со зданием Адмиралтейства.
 
Изначально театр юного зрителя, основанный А.А. Брянцевым в 1922 году, помещался в здании Тенишевского училища на Моховой улице.
 
В конце 1920-х годов А.А. Брянцев задумал строительство отдельного здания для своего театра, но в то время реализовать задуманное не удалось.
 
Вновь конкурс на создание театра для детей был проведен уже в середине 1950-х годов. К реализации был принят проект коллектива специалистов (Т.П. Короткова, Н.Н. Федорова, М.З. Вильнер и Л.Н. Бабурина) под руководством архитектора А.В. Жука.
 
Было решено разместить новое здание на месте Семеновского плаца. Находившийся здесь ипподром был разрушен во время Великой Отечественной войны. Строительство театра было завершено в 1962 году, к 40-летнему юбилею пионерской организации.
 
Здание кирпичное, облицовано светлым известняком, стилобат выполнен из пудостского камня. Между пилонами два мозаичных панно (работа А.А. Мыльникова и худ. А.Л. Королева). У входа расположены скульптурные группы «Юноши» и «Девушки» (скульпторы А.М. Игнатьев и Л.М. Холина).
 
«По настоянию А.А. Брянцева (а проект нового здания разрабатывался при его непосредственном участии) в новом театральном здании была сохранена планировка зрительного зала в виде амфитеатра, окружающего сцену, как это было в зале на Моховой. По традиции этого театра сцена максимально приближена к зрительному залу» (Бартенев И.А. Современная архитектура Ленинграда. Л., 1966. С. 175).
 
Главное здание яхт-клуба профсоюзов (Петровская коса, д. 9, лит. К)
 
Оригинальное конструктивное и архитектурно-художественное решение здания яхт-клуба было высоко оценено архитектурными критиками и историками архитектуры, отмечено на страницах периодического издания «Строительство и архитектура Ленинграда». Статьи и разделы в монографиях ему посвятили такие авторитетные исследователи как В.Г. Исаченко и А.Ю. Курбатов. Отдельная глава зданию посвящена в книге «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991» А.Ю. Броновицкой.
 
Речной яхт-клуб основан в 1860 году на Крестовском острове. В связи с созданием ЦПКиО в 1934 году яхт-клуб был переведен с Крестовского острова на Петровскую косу. Управление яхт-клуба расположилось в бывшем доме управляющего нефтеперегонной фирмы «Ропс и Ко» (памятник регионального значения).
 
До конца 1960-х годов оконечность Петровской косы оставалась заболоченной и неустроенной. Работы по благоустройству территории и подсыпке грунта начались в середине 1970-х годов в рамках подготовки к Олимпиаде-80.
 
Новое административное здание яхт-клуба было построено в 1978 – 1980 годах по проекту группы архитекторов и инженеров ЛенЗНИИЭПа В.С. Маслова, А.П. Морозова и других
 
«Здание новаторское, с точки зрения использованных конструкций и выразительное по своей архитектуре <…>. Квадратное в плане, высотой в 3-4 этажа здание напоминает кристалл не только по своей внешней пирамидальной конфигурации, но и по своему формообразованию. Каждая из шестнадцати опор первого этажа состоит из четырех стержней, раскрывающихся вверх. Они образуют как бы каркас перевернутой пирамиды» (Курбатов Ю.И. От оттепели к преодолению стереотипов // Архитектурный Петербург, 2012, № 3).
 
Корпус № 5 Ленинградского электротехнического института (ул. Профессора Попова, д. 5)
 
Здание корпуса № 5 ЛЭТИ представляет собой один из наиболее ранних примеров ленинградского кирпичного брутализма, демонстрирует преодоление догм строгого функционализма в отечественной архитектуре, происходившее на рубеже 1960-х – 1970-х годов.
 
Здание построено в 1968 – 1972 годах по экспериментальному проекту, разработанному в 18-й мастерской ЛенНИИпроекта архитектором В.Л. Левиашем.
 
При проектировании было использовано множество смелых новаторских технических и конструктивных приемов. В частности, коммуникации здания были устроены в специальных шахтах, выделенных на фасадах в виде выразительных глухих кирпичных башенных объемов. Такое конструктивное и объемно-пространственное решение опирается на лучшие образцы западной архитектуры того времени. В эти годы строится знаменитый Центр Жоржа Помпиду (Р. Пьяно, Р. Роджерс) с намеренно оголенными коммуникациями на фасадах. А прямым источником вдохновения для Левиаша, видимо, стала Лаборатория медицинских исследований Ричардса в Филадельфии, спроектированная Луисом Каном в 1965 году, где использован аналогичный прием с глухими кирпичными шахтами.
 
При разработке проекта были выполнены прекрасные графические листы, имеющие самостоятельную художественную ценность. Сейчас они хранятся в архивах ЛенНИИпректа и Санкт‑Петербургского Союза архитекторов.
 
Архитектурно-художественное решение строится на богатой пластике фасадов (в отличии от призматических шахт Кана, Левиаш использует скругленные обтекаемые формы) и фирменном бруталистском сочетании красного кирпича и грубого необработанного бетона балок и подоконных отливов. Ритмическая структура оконных проемов очень сложна, но подчинена внутренней логике (поборники функционализма в 1970-е отдельно критиковали здание за множество типоразмеров окон). Интерьеры включают сложную систему бетонных лестниц и переходов.
 
Появление, и тем более реализация этого проекта стали поворотным моментом для архитектуры Ленинграда того времени, и обозначили отход от модернизма, вдохновленного творчеством Миса ван дер Роэ, в сторону идей брутализма.
 
Рабочая группа продолжит обсуждение объектов советской архитектуры. Напомним, что на первом заседании рабочей группы 18 января 2022 года председатель КГИОП Сергей Макаров обратился с просьбой к правлению Санкт‑Петербургского Союза архитекторов дополнить список для дальнейшего  обсуждения, поскольку он не исчерпывающий, и пласт наследия советской эпохи недостаточно изучен.
 
Обсуждение здания аэропорта Пулково-1 также будет проходить на отдельных заседаниях рабочей группы с приглашением специалистов, которые занимаются развитием аэропорта.
 
***
 
В октябре 2020 года КГИОП поддержал инициативу Санкт‑Петербургского союза архитекторов о проведении совместной разработки методики и критериев оценки историко-культурной ценности для выявления лучших образцов советской архитектуры периода 1950-1980-х годов.
 
Эта работа позволит преодолеть существующее в настоящее время отсутствие системного подхода и достаточной научно-методической базы.
 
В декабре 2021 года Санкт‑Петербургский союз архитекторов направил в КГИОП перечень архитектурных объектов, предлагаемых к присвоению охранного статуса, в который вошло 18 зданий.
 
При КГИОП создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Санкт‑Петербургского Союза архитекторов, Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга, КГИОП, Комитета по градостроительству и архитектуре, ведущих архитектурных вузов Санкт‑Петербурга.
Источник: Квадрат.ру